Опыт как образ жизни: поиск креативных стимулов
В этот раз речь пойдет об опыте.

В последнее время Я много думал о стремлении людей к богатому, разностороннему опыту.
Сталкиваясь с самыми разными мнениями, я всё больше погружался в эту тему.
Моя собственная среда начала щедро подкидывать мне пищу для размышлений.

Вокруг я слышал реплики людей:

  • "Больше всего я хочу "жить полноценной жизнью"";
  • "Как же это круто - "быть опытным в чем-либо"";
  • "Важно каждый день "получать ценный опыт"";
  • "Он мастерски "разрулил" эту ситуацию, "на опыте.""
С этого момента я решил тщательно настроить свои фильтры внимания. Я понимал, что зреет добротный такой материал. Мне казалось, что опыт вездесущ. По крайней мере само это слово будто подстерегало меня. Попутно я вспомнил добрую дюжину книг, научные статьи, ыысказывания моих друзей, партнеров, клиентов - в общем, понеслась!

Я решил оттолкнуться от этих базовых вещей, истоков и идти навстречу практическому их применению. Поэтому в этом материале мы с вами будем двигаться от понимания основ, к тому как эта идея живет в каждом нашем дне.

Именно поэтому статья имеет такую структуру:


1. Опыт - источник всего.

2. Побеждает разнообразие.

3. Беречь себя.

4. Важность отдыха.

5. Экономика опыта.

6. Городская среда.

7. Финал

Сначала я хотел было разбить этот пост на несколько статей, но потом решил отправить эту идею куда подальше.

Этот пост - путешествие. Наслаждайтесь.




1. Опыт - источник всего.

Все началось с идеи о том, что человек усваивает окружающий мир своими органами чувств. Он впитывает ту среду и культуру в которой живет, модели поведения других людей, представления о вещах, поступках. Словом, он впитывает (интериоризирует, имплицирует) информацию, которая формирует его внутренний мир.

Человек потребляет опыт/впечатления. И есть также обратный процесс. Когда человек преобразует действительность. Сам становится не просто потребителем, а производителем.
Он выражает себя, свой внутренний мир. Распаковывает свои смыслы, свой опыт (эксплицирует, экстериоризирует).

"Я несу свое зеркало,
Я слежу чтоб его ничто не коверкало.
Не замечу шум, не уйду с вектора,
Я сам решу отражать в нем мне кого.
Что отражаю, то и порождаю,
Что излучаю, то и получаю..."
Владислав Лешкевич (Влади) - "Зеркало"

Человек действует исходя и того, что у него внутри.

Исходя из того что он впитал. Внутренняя игра влияет на внешнюю и наоборот. Причем нельзя сказать, что какой-то из этих процессов первичен. (Ок, можно, но тогда мы рискуем впасть в философские споры, которые обычно длятся тысячелетиями).

Эта идея напрямую связана с развитием.

Ведь если мы хотим стать мастером в чем-либо - нам интересно, "какой для этого нужно приобрести опыт?" и "откуда его взять?". Вот тот отрывок у Ф. Ницше, который меня покорил.
В нем он описывает "как стать философом?". Замените "философом" на "профессионалом в области Х" и вы уже здесь, скорее всего, извлечете инсайт :

"...Чтобы человеку научиться и понимать что такое философ, быть может он и сам должен быть критиком, скептиком и догматиком, и историком, и, сверх того, поэтом и собирателем, и путешественником, и прорицателем, и "свободомыслящим" и почти всем, чтобы познать весь круг человеческих ценностей и разного рода чувств ценности, чтобы иметь возможность смотреть различными глазами и с различной совестью во всякую даль, из глубины во всякую высь, из угла во всякий простор".

Ф. Ницше - "По ту сторону добра и зла".


Отсюда ясно, что источник мастерства - накопленный опыт. Тогда как его накапливать? Мы с профессором очень часто обсуждаем этот вопрос. Здесь прям просится цитата из одного из таких обсуждений:

"...Вот говорят, что "философия это чистая мудрость, чистое мышление, чистый опыт!"
Ну да, хорошо! Но источник то этой мудрости откуда? Что нужно для получения этой мудрости? Книжки читать? Беседы вести? Или путешествовать? Или оперировать понятиями?..."

А.М. Старостин



Пока что я понятия не имею о том как ответить.
Но как только буду иметь - поделюсь с вами.
Вот и получается, что:


  • С помощью опыта мы добываем новые знания (познаем то, чего еще не знаем, при помощи того, что уже знаем. Проводим аналогию, а потом описываем различие).
  • Сам опыт является знанием.
  • Опыт предстает как ценность (Что-то, что важно, значимо для каждого).
  • Опыт является базой проблематизации и поисков - здесь мы обнаруживаем разницу между желаемым и имеющимся, здесь начинаем задавать вопросы, исследовать.
  • При помощи обращения к опыту мы можем регулировать наши состояния.
Из статьи А.М. Старостина о философском опыте.

(Саму статью могу дать почитать на пару дней).

И всё это - про опыт.

Тема оказалась широко представленной у самых разных людей.

Здесь и Остин Клеон, и Радислав Гандапас, и Энтони Роббинс, Александр Старостин, Игорь Бондарь, Владислав Лешкевич (он же Влади).

2. Побеждает разнообразие.

Сейчас я уверен, опыт - это один из ключевых компонентов жизненного пути любого человека.
Особенно, если человек этот принадлежит к тем профессиям, функция которых - придумывать и изобретать. Все чаще и чаще я сталкиваюсь с версией о том, что вдохновения и результатов будет больше у тех, чей опыт разнообразнее и качественнее.

И тут я задал себе вопрос: "Что всё это значит?" и стал разбираться. Предлагаю присоединиться и вам. Тем более что тема увлекает своей приятностью и пользой.


Так вышло, что всю нашу жизнь пронизывает опыт (см. предыдущий пункт). Мы накапливаем опыт, передаем его в словах, продуктах творчества, носителях информации.

Живем мы, кстати, в мире реализованных идей, в мире, где главной движущей силой является человеческая креативность, субъективный опыт человека.

Вы поймете это, просто осмотревшись вокруг и поняв, что вас окружают вещи, придуманные и сделанные другими людьми. Вы одеты в них, вы пишете ими, пользуетесь каждый день.


Так вышло, что всю нашу жизнь пронизывает опыт (см. предыдущий пункт). Мы накапливаем опыт, передаем его в словах, продуктах творчества, носителях информации.


Живем мы, кстати, в мире реализованных идей, в мире, где главной движущей силой является человеческая креативность, субъективный опыт человека.

Вы поймете это, просто осмотревшись вокруг и поняв, что вас окружают вещи, придуманные и сделанные другими людьми. Вы одеты в них, вы пишете ими, пользуетесь каждый день.


Несколько столетий назад для производства чего-либо ключевую роль играли земля, капитал, труд. Сегодня науке удалось многое уточнить по поводу характера труда и видов капитала.

Сегодня ценен креативный капитал.

Важен не просто факт обладания знанием (информация), важны способы его использования, порождающие нечто новое. Новые формы и сочетания, новые смыслы и содержания, новый продукт.


3. Беречь себя.

Однако, не всегда мы даем нашему креативному потенциалу карт-бланш. Часто мы недостаточно внимательны к качеству того опыта, который получаем. Забываем о важности отдыха.

В 21 веке разнообразный опыт и качественный отдых не просто важны, они обладают ликвидностью, т.е. способностью превращаться в товары и услуги.

Когда я впервые столкнулся с таким мнением, я сомневался. И все же начал любопытствовать и находить похожие способы думать. Очень хорошо эту мысль выразил Джейсон Фрайд, бизнесмен и автор уникальных на мой взгляд книг о бизнесе REWORK и REMOTE.

«Разумные решения, дружелюбный сервис и яркий дизайн делают обладатели не только профессиональных навыков, но и насыщенной личной жизни».

Джейсон Фрайд - "REMOTE. Офис не обязателен".

Кто знает, быть может совсем скоро работодатели начнут интересоваться как опытом работы кандидатов и сотрудников, так и опытом отдыха.


Границы между работой, отдыхом и досугом размываются по мере того как профессии становятся все более креативными. Искусство, дизайн, развлечения, СМИ, наука и архитектура, образование и бизнес. Прибавьте сюда людей индустрии гостеприимства и вы получите самый минимум тех, для кого это так. Для кого не всегда понятно где заканчивается отдых, а начинается работа и наоборот.


Сейчас всё больше людей усваивает этот стиль.

"Писатели, художники, музыканты, ученые часто имеют изменчивый и беспорядочный график, работая дома и развлекаясь на работе. Каждую секунду, находясь на работе или на отдыхе, мы стремимся насыщать креативными стимулами и ощущениями.

Отсюда полная трансформация нашего восприятия времени. Все давно забыли о прежних границах, отделявших одну деятельность от другой. Это произошло потому, что креативность сама по себе является необычной смесью работы и игры, которую нельзя включить и выключить по расписанию."

Ричард Флорида - "Креативный класс".



В этом я и нахожу одно из главных противоречий.
Многие люди не берегут себя. Не кормят разум и тело качественным ресурсом. Провозглашают безграничную и всемогущую молодость, позволяют себе нерегулярно спать, питаться как попало, щедро приправлять это всё вредными привычками и конфликтами с окружающими...
Здесь я захотел остановиться. Я ведь не собираюсь никому навязывать образ жизни, привычки. В конечном счете можно найти примеры жизнеописаний исторически великих людей как минимум двух категорий:

1) Одни предпочли бережно относиться к своему организму и преждевременно разобраться со всеми потребностями нижних уровней (по Маслоу):
Серен Кьеркегор, Бенджамин Франклин, Гюстав Флобер, Карл Юнг, Густав Малер, Гертруда Стайн и др.

2) Другие же изрядно поощряли себя алкоголем, курением трубок или чего похлеще, а также вполне себе могли обходиться без удовлетворения некоторых жизненно важных потребностей:

Карл Маркс, Эрнест Хемингуэй, Курт Кобейн, Зигмунд Фрейд и др. И те и другие повлияли на ход истории, славились своей продуктивностью, получали / находили уйму творческих стимулов из окружающей среды. И всё же Я (вместе с Остином Клеоном) прошу вас учитывать системные эффекты от тех привычек, которые вы выбираете для себя.

"Тот полный романтики образ гениального творца, помешанного на наркотиках, болтающегося где попало и спящего со всеми подряд, давно вышел из моды. Это для суперменов и тех, кто хочет умереть молодым. Суть проста: творчество требует громадного количества энергии. Растрачивая её на ерунду, вы ничего не оставите на творчество. Лучше всего исходить из того, что какое-то время вы еще поживете. Регулярно завтракать. Делать зарядку. Много гулять. Много спать."

Остин Клеон - "Кради как художник".

4. Важность отдыха.

Совсем недавно я получил повод убедиться в важности отдыха. Это случай из моей практики, когда во время консультации я прорабатывал вопросы продуктивности, силы воли, дисциплины с одним из своих клиентов. Клиент был недоволен своим уровнем продуктивности. Говорил о том, что постоянно отвлекается от "вроде бы важных дел" в пользу игр, долгого сна, развлечений и вообще не тех дел, которые способствуют реализации его жизненных целей.

Среди всего прочего, клиент сказал мне о том, что не очень любит отдыхать и считает это бесполезной тратой времени. Услышав его мнение об отдыхе я провалился в размышления, которые сразу же начал озвучивать ему. Я выдал цепь рассуждений, смысл которой вращался вокруг мотивации, пронизывающей всю нашу деятельность. Дело в том, что наш организм всегда будет стремиться к приятным состояниям и избегать дискомфорта. Нашему телу важно получать вознаграждения от интенсивных включений в рабочий процесс, иначе сам процесс станет ассоциироваться с чем-то неприятным и бессмысленным.


Организму важно понимать, зачем он работает и когда отдохнет. Поймите правильно. Здесь речь не о том, что мы работаем ради отдыха или наоборот. Это о том, что деятельность, не реализующая наши потребности, ценности, цели для нас полностью утрачивает смысл. И это в том случае, если таковая вообще существует. Многие люди, выматывающие себя на работе, искренне считают себя ленивыми. В таком случае я всегда спрашиваю у них про их цели, про то, насколько они желанны и конкретны, правильно сформулированы и амбициозны.

"Ленивых людей не бывает. Бывают мизерные цели - то есть такие цели, которые не вдохновляют. "

Энтони Роббинс

Поэтому сила воли как способность преодолевать себя и свои сиюминутные желания не нужна просто так. Она нужна нам для чего-то большего. Мы предпочитаем одни ценности другим или находим вариант сочетать их и тогда мы обладаем волей. Суть в том, что в конце диалога мы с клиентом пришли к выводу: "отдых нужен и важен".

Другое дело, что нужно делать его и полезным, и приятным, реализующим сразу много целей.
"Тогда его отдыхом язык не повернётся назвать" - сказал мой собеседник. Тогда я согласился, и мы двинулись дальше. Сейчас я понимаю - нам следует "повернуть язык" и назвать.

Размышляя о важности отдыха, я также вспомнил, что отличную статью об этом я читал в блоге Игоря, моего друга и партнера. Он хорошо выразил эту мысль:

"Рано или поздно люди с разной отдачей и уровнем компетентности в управлении временем приходят к одному и тому же выводу - в управлении временем важен баланс между работой и отдыхом. Большинство замечательных идей для нашего бизнеса приходят к нам именно в отпуске. Именно отпуск приносит психологический, физиологический и финансовый доход практически одновременно."

Игорь Бондарь


Подводя промежуточный итог в теме отдыха я хочу попросить читателя ответить:

- Были ли у вас случаи, когда вы убедились в важности качественного отдыха для собственной мотивации и продуктивности? Или вы на себе прочувствовали последствия его продолжительного отсутствия (выгорания)?
- Могли бы вы описать один из ярких случаев в комментариях?

5. Экономика опыта.

Вообще, сегодня в образе жизни многих окружающих меня людей я замечаю активные поиски новых форм опыта. Несколько лет назад мы начали обсуждать эту тему с Игорем Бондарем. Cидя в уютном ресторане, говорили об экологии впечатлений. Впервые этот термин встретился нам в фильме Радислава Гандапаса "Профессия бизнес-тренер". Суть его в следующем:

"Корми то, чем зарабатываешь. Зарабатываешь мозгом - корми мозг. Зарабатываешь телом - корми и ухаживай за телом. Разум и тело части одной системы - корми и то и другое с умом, отдыхай, балуй себя, позволяй себе наслаждаться теми ресурсами, которые зарабатываешь. Скажи нет Телевизору. Скажи нет плохому ремонту. Живи в центре. Покупай качественные вещи и еду. Совершай прогулки и тренировки. Человек должен покупать удовольствия за те деньги, которые зарабатывает."

Радислав Гандапас.

В результате нашей дискуссии мы сделали вывод о том, что своя логика в этом есть. И есть к чему стремиться. Конечно, легко говорить об этом, находясь на вершине финансового благополучия, как это делает Радислав. Однако, сам принцип можно использовать применительно ко многим творческим и управленческим профессиям. Только в своем масштабе и размахе.

6. Городская среда.

После этого мое внимание начало смещаться к тому, что окружает нас. Экология впечатлений, разнообразный опыт, качественный отдых, который так важен современным людям, предъявляет новые требования к параметрам городской среды. Нам нравится развитая городская культура - музыканты на тротуарах, уютные кофейни, галереи, скверы и парки, рестораны с отличной кухней и интерьером. По мере того как города вступают в конкуренцию за людей, возрастает важность такого рода мест.
Так или иначе, нам интересны те занятия и культурные формы, которые питают и помогают выразить наше творческое "я". Причем интересны по разным соображениям.

Подобравшись к финалу этой статьи, я предлагаю вашему вниманию два кейса. Эти видеоролики раскроют частичку образа жизни интересных, на мой взгляд, представителей креативных профессий и хорошо проиллюстрируют то, о чем мы говорили выше:

1) Джошуа Кисси - один из основателей Street Etiquette,

компании, которая начинала как блог по стилю, а затем превратилась в популярный, масштабный проект о мужском лайфстайле, стиле, искусстве.

2) Крис Озер - фотограф, на мой взгляд, обладающий способностью

видеть красоту и стать большого города. Его снимки Нью-Йорка завораживают. В своем видео он также рассказывает о себе, профессии, источниках вдохновения и самовыражения.

7. Финал

Его можно традиционно объявить открытым. Поскольку этот материал - лишь отправная точка прикладывания описанных в нем знаний, принципов и закономерностей в жизни и проф. практике. Идеалом многих людей является возможность "жить полной жизнью". В поисках ответа на вопрос "Что это такое?" и "Что это такое для меня?" я на данном этапе пришел к такому весьма абстрактному определению - "это творческая жизнь, изобилующая интенсивными, высококачественными и разносторонними впечатлениями." Такая формула была бы не полной без главного - возможности делиться. Делиться впечатлениями и эмоциями, делиться знаниями и навыками. Бытует мнение, что привычка делиться усиливает радость и позволяет открыть новые смыслы.

Поделитесь и вы.

Помимо ваших комментариев, замечаний и просто ценных мыслей, я хочу чтобы вы подумали над следующими вопросами:
  • Что в вашем понимании есть полноценная жизнь?
  • Что такое разнообразный опыт для вас?
  • Потребление какого опыта служит источником вдохновения для вас? Приведите примеры того, как полученные вами впечатления превратились в продукт творчества.
  • Примеры исторических личностей, достигших результата "несмотря на" сложности и лишения, и тех, кто достиг успеха "благодаря" изобилующему образу жизни.




Made on
Tilda