Профессии 21 века: История креативных революций
Один из последних моих интересов - "Профессии 21 века".
Многие из вас уже знают, что в русле этой темы я исследую новые тренды экономики и культуры, вопросы разделения труда и выбора профессий.

  • Очень часто в своих публикациях я затрагиваю тему будущего и, с одной стороны, это естественно, поскольку знание будущего позволяет лучше к нему подготовиться.
  • С другой стороны, именно анализ прошлого порой помогает извлечь самые важные уроки и лучше понять себя и пути профессионального самостроительства.


Поэтому, на этот раз, я покажу как могут ломаться некоторые стереотипы о креативных профессиях в зеркале истории экономического прогресса.

Стереотипы.

В рамках образовательных программ и консультаций я помогаю людям решать вопрос профессионального самоопределения. При этом очень часто я сталкиваюсь с рядом распространенных стереотипов, связанных с представлениями о профессиях:

  • "С помощью творческого занятия невозможно зарабатывать деньги."
  • "Да ну. Это вообще не профессия. Этим денег не заработаешь."
  • "Для чего ты тогда учился? Чтобы не работать по специальности?"
  • "Мне нужна работа посерьезнее, нужно встроиться в крупное учреждение и обрести там защищенность."

В стороне от прогресса.

Все бы ничего, вот только эти стереотипы иногда уводят людей в сторону от любимого дела и приносят множество проблем. В итоге люди фрустрированы положением вещей в своей жизни и работают на ненавистной работе потому что им "больше ничего не остается".

Иногда приходится обнаруживать психологические травмы, полученные от работы внутри бюрократических систем, где творческие способности ценятся меньше, нежели мягкий нрав и готовность угодить, сотрудников просеивают через систему тестов, а карьерный рост происходит по принципам, далеким от меритократических.

Я получаю подлинное удовольствие, когда мне удается помочь человеку перестроить свою жизнь, принять ответственные решения и начать активно действовать, создавая то будущее, которое соответствует глубинным ценностям. В итоге люди обнаруживают для себя гораздо более удачные рабочие места, крутейшие варианты творческой самореализации, открывают для себя новый мир, новый карьерный этап.

Однако, многие люди до сих пор находятся вне понимания новых тенденций. Они по-прежнему считают, что кризис тех или иных государственных институтов и крупных компаний - это дело временное.

Держать руку на пульсе.

Важно понимать, что изменения в экономике несмотря на свою стремительность не начались только вчера. То, что происходит сегодня - результат решений, принятых очень давно. Поэтому необходимо изучать тренды экономической системы, которые проявляются все отчетливее. Для этого я советую интересоваться тем, что происходит в креативных центрах больших городов. Это в каком-то смысле позволит заглянуть в будущее.

Это интересно: О том как меняются профессии читай в статье "Профессии 21 века: небезразличные различия".
Сегодня, благодаря интернету мы имеем возможность наблюдать за тем как живут и работают люди по всему миру. И в тоже время наши представления о том как мы сами хотим жить часто сталкиваются с образами будничной реальности, которые напоминают нам о том, что работы еще непочатый край, а по настоящему поверить в возможность кардинальных перемен в образе жизни не так то просто.
Тем временем, меня продолжают спрашивать:

  • "С чего ты взял, что доля креативных профессий будет расти?"
  • "Откуда ты знаешь, что спрос на столь популярные сегодня профессии может вскоре пропасть?"
  • "А кто же тогда будет заниматься простым физическим трудом?"
На последнее я отвечаю: "Те, кто будет этого искренне хотеть.."

А вообще, я люблю приводить пример, которым я решил поделиться с вами в этой статье.

Его логика проста - провести небольшой исторический анализ того как менялись профессии и образ жизни человека. Такое рассмотрение четко иллюстрирует как одни занятия сменялись другими, как образ жизни человека менялся с приходом новых технологий.

История креативности.

Люди всю свою историю изобретали и выдумывали что-то. При этом они очень часто оборачивались и смотрели друг на друга. Кто чем занимается, кто как живет.

В этом смысле всю историю человечества можно представить как историю креативных революций, когда продукт человеческой изобретательности переворачивал с ног на голову весь уклад жизни.
При этом те самые продвинутые и изобретательные люди все время сталкивались с одной и той же реакцией своего соседа: "А что, так можно, да?"
Начнем по порядку. С самого очевидного, но в то же время наглядного.

В этом нарративе я покажу вам особенности каждого этапа развития. В них вам скорее всего удастся обнаружить очень интересные аналогии с тем как ведут себя люди сейчас.

1. Охота и собирательство.

Были времена, когда люди жили в пещерах и занимались только собирательством.

Каково было изумление пещерного человека, когда он впервые увидел у своего сородича заточенные копья и палки с намотанными камнями, с помощью которых тот задорно занимался обездвиживанием живности, которая обитала вокруг. А когда он понял, что это, оказывается, орудия для охоты и ими можно добывать мясо, которое еще можно жарить, его жизнь изменилась навсегда. Ключевой вопрос, который можно было считать с его удивленного лица - "А что, так можно чтоли?"

Ничего вкуснее он не пробовал. Никогда раньше он не чувствовал себя так, как теперь.

2. Сельскохозяйственная революция.

Освоив охоту и проводя время в погонях за живностью и себе подобными, пещерный человек и предположить не мог, что в скором времени он увидит нечто гениальное. Опять на изумленном лице лице написан вопрос "А что, так можно чтоли?"

Оказывается, пищу можно выращивать из земли! Можно возделывать землю и получать пропитание. Не нужно более никого убивать. Ну или, по крайней мере, не в таких количествах.

Теперь можно селиться ближе к своим сородичам и испытывать на себе все блага добрососедских отношений. Обмениваться знанием и делать жизнь друг друга чуточку лучше. Теперь можно и язык изобрести и в хижины перебраться.

3. Торговля и проф. специализация

Подумал наш предок, что теперь то наступит спокойствие в его жизни, но не тут то было. Выйдя из хижины он увидел, как его сосед пронзительно орет и доказывает что-то людям из соседнего племени, которые принесли с собой мешки с чем-то съедобным, чего он никогда до этого не видел, и новые орудия для возделывания земли. Чуть позже он узнал о том, что эти безумцы не занимаются земледелием, они постоянно мотаются по разным местам и выменивают одно на другое. "А что, так можно что ли?" - спросил он и спрашивал с тех пор все чаще и чаще, знакомясь с теми, кто освоил разные ремесла и жил совсем иначе, нежели он.

4. Промышленная революция, индустриализм.

Ещё один переворот, навсегда изменивший образ жизни тех, кто жил до нас пришел вместе в изобретением паровой машины, развитием механики, двигателей, товарно-денежных отношений. К сельскому хозяйству и ремеслам добавилась индустрия, промыслы стали промышленностью. Отношения людей начали стремительно меняться, образ жизни стал совсем другим. А кто-то однажды понял, что от человека будет больше пользы если он будет образован и специально обучен. Здесь и появляется нужда в массовом общеобязательном образовании, потому что ценность в новых условиях создают люди, обладающие умом.

И всякий раз, когда в обществе появлялись новые технологии и сферы, новые профессии и виды деятельности - глаза человека расширялись, и из его уст слышалось

"А что, так можно чтоли?" - Раз за разом человек принимал новое разделение труда, со своими правилами, своими доминирующими средствами производства и классовой борьбой. Когда он видел образ жизни того, кто зарабатывает на хлеб преимущественно мозгами, а не мускулами - он задавал тот самый вопрос.

5. Постиндустриальное общество. Креативная экономика.

Технологические уклады сменялись один за другим. Пришли компьютеры и интернет. Все стало глянцевым и цифровым. Летают самолеты и ходят поезда. Арендное жилье все дешевеет, а новые технологии, с помощью которых каждый может стать производителем продукта, становятся все доступнее.

Новые правила и новый образ жизни. И опять одни люди не до конца понимают других.

Вы до сих пор не понимаете экономическую функцию креативных профессий?

До сих пор не верите, что можно работать и жить не только так, как вы?

Вас впечатляет притягательность образа жизни других людей, не обольщайтесь, они могут демонстрировать вовне лишь все самое лучшее, и в то же время есть повод задуматься, быть может вашу профессию настало время освежить?

Я знаю что вы спросите: "А что, так можно чтоли?"

И я отвечу "Да, можно."

Кризис образования.

В конечном счете, вы можете взглянуть на систему образования. Подавляющее большинство преподавателей готовят молодежь к будущему, о котором многие из них имеют весьма смутное представление.

В таких условиях нужно взять ответственность за собственный путь, впитать в себя передовые идеи и начать строительство себя, перестать бояться будущего и начать его исследовать.

Поскриптум.

Все вышеизложенное - результат моих размышлений и наблюдений. Я сталкиваюсь с этим в своей тренерской и консалтинговой практике.

А что скажете Вы?

Делитесь своими примерами из практики, историями из жизни, аналогиями из головы.

Вопросы, критику и возражения, аргументы "за" и "против" оставляйте в комментариях.

Если вы нашли статью полезной, рекомендуйте её к прочтению своим друзьям и коллегам.

Тогда мы сможем создать еще более интересное обсуждение под статьей. Для этого воспользуйтесь кнопками "поделиться".


Также буду очень благодарен, если со своей стороны посоветуете хорошую литературу и источники, в которых можно еще больше узнать о разделении труда, развитии экономики, профессиональном самоопределении и креативном капитале.

Made on
Tilda